Аюрведа о вкусах

2 комментария

Аюрведа_о_вкусах_Ajurveda_o_vkusah

В  ведической медицине концепция вкусов – фундаментальная опора терапии. Современная физиология рассматривает только четыре вкуса: сладкий, кислый, горький, вяжущий, не наделяя их функцией воздействия на системы тела при лечении, а только уделяя внимание как патологическому фактору при избытке или недостатке пищи определенного качества. Аюрведа же оперирует понятием вкуса как причиной баланса или патологии, регулирующим принципом, средством воздействия на человеческое тело и даже психическое состояние. Она рассматривает шесть вкусов и перечисляет их в строго определенной последовательности по влиянию на доши: сладкий, кислый, соленый, горький, острый, вяжущий. Первая тройка снижает Вата-дошу. Вторая – Капха-дошу. Питта балансируется сладким, горьким и вяжущим вкусами. Все, что поступает внутрь организма, включая информацию, воздействует на наше тело. Вызванные эмоции также обладают вкусом. Страх вяжущий, удовольствие сладкое, зависть кислая…

Вкусы Аюрведа классифицирует по тепловому воздействию на горячие и холодные. Влияние обеспечивается парой стихий, образующих каждый вкус:

  • Сладкий (мадхура или сваду) – земля и вода
  • Кислый (амла) – огонь и вода
  • Соленый (лавана) – огонь и земля
  • Горький (тикта) – воздух и эфир
  • Острый (ушна или кату) – воздух и огонь
  • Вяжущий (кашайа) – воздух и земля.

Холодные: сладкий, вяжущий, горький вкусы. Горячие: соленый, кислый, острый. Вкусы бывают сухие (вяжущий, острый, горький) и влажные  (сладкий, кислый, соленый). К тяжелым по воздействию на ЖКТ относятся сладкий, вяжущий и соленый вкусы. А к легким: горький, острый и кислый. По вышеперечисленным гунам, зная какими качествами обладает каждая доша, Аюрведа определяет  полезность той или иной пищи для каждой конституции не только в физиологическом плане, но и в психической сфере. Например, люди, особенно Питта-типа, злоупотребляющие острой пищей, могут заработать не только язву, но и быть излишне гневливыми или злобными. Если человек не контролирует свои острые эмоции, то даже при правильном режиме питания нет гарантии избежать такого опасного заболевания. В Аюрведе действует постулат: подобное усиливается подобным. Вата-тип, к примеру, питающийся холодной, сухой, легкой пищей (см. выше вкусы) и ведущий подобный образ жизни, обречен на Вата-заболевания, в первую очередь, нервной системы. В то же время пристрастие к какому-либо определенному вкусу может свидетельствовать об уже имеющихся нарушениях в работе органов. Даже подходящие по типу конституции вкусы (мадхура, амла, лавана), употребляемые в избытке, ведут к дисбалансу.

Современные люди по причине бешеного темпа жизни разучились спокойно принимать пищу и наслаждаться палитрой вкусов. Что ж говорить об отсутствии знаний о влиянии их на организм. Их просто нигде не дают. Учат всему, что угодно, но только не правилам «эксплуатации» собственного тела. Умением отличать соль от сахара или перца не должны ограничиваться наши вкусовые ощущения. Применяя самый простой инструмент влияния на тело и состояние, т.е. пищу, в том числе ее вкусы, Аюрведа помогает  открыть в себе способность влиять на самочувствие. Глубина аюрведических концепций наталкивает на мысль о зарождении понятия психосоматических причин болезней несколько тысячелетий назад. Вот только за модностью и популярностью Аюрведы в последнее время скрывается очень большая опасность искажения древнего знания. Возможно, кто-то заметит несоответствие собственной информации с чем-то из выше перечисленного. Но в основу статьи положен перевод Аштанга-Хридайа-Самхиты, а не популярная литература.

Автор — Арина Кузнецова

2 comments

  1. Валерий

    Большинству людей требуется глубокая очистка организма от шлаков и токсинов, только после этого они смогут различать вкусы и слушать свой организм. Чаще мы просто увлекаемся новым знанием, следуя только внешним рекомендациям, не понимая сути, разачаровываемся и бросаем следить за собой. А аюрведа, древнейшая наука, актуальна уже более 2000 лет и помогает умным и вдумчивым.

  2. Arina

    Или поверив в Аюрведу, начинаем ходить по массовикам-затейникам от ведической медицины, доверяя свое здоровье тому, кому показалось, что он уже достаточно знает и имеет право манипулировать вашей жизнью. Настоящий специалист до сих пор еще большая редкость, поверьте. Обращаться в Аюрведическую клинику можно, только располагая достаточной информацией о ее врачах, или имея какие-либо критерии оценки их работы. Даже популярная в салонах Панчакарма может навредить или оказаться выброшенными на ветер деньгами. Для эффективного лечения нужен не только врач, но и сам пациент должен быть осознанным и не пассивным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *